В пятницу прекратило существование Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) - заметное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. На смену ему должен прийти Евразийский экономический союз, активно продвигаемый российскими властями и воспринимаемый на Западе с явной настороженностью.

Опасения западных правительств открыто выразила Хиллари Клинтон еще в бытность американским госсекретарем. Она сделала это в декабре 2012 года в Дублине, беседуя с журналистами незадолго до встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым.
"Наблюдается тенденция к ресоветизации региона. Конечно, называться это будет иначе. Это назовут Таможенным союзом, назовут Евразийским союзом и так далее в том же духе. Но давайте не будем заблуждаться относительно этого. Мы знаем, каковы цели этого процесса, и мы пытаемся найти эффективные способы, как его замедлить или предотвратить", - сказала Клинтон.

Между тем многие в России имеют лишь самое общее представление о том, чему такое пристальное внимание уделяют США и Европа. Ясно, что речь идет о некоей экономической интеграции, но не совсем ясно, о какой именно.

Русская служба Би-би-си попыталась вкратце ответить на основные вопросы, возникающие в связи с созданием Евразийского экономического союза.

Что такое Евразийский экономический союз?

Сокращенно в официальных документах его называют ЕАЭС. На более ранних стадиях, год-полтора назад, именовали просто Евразийским союзом.
Тогда российская сторона еще зондировала почву на предмет того, не создать ли в рамках нового интеграционного образования некий наднациональный, евразийский, парламент, тем самым привнеся в организацию политическую составляющую.
Однако должного оптимизма у белорусских и казахстанских коллег российские депутаты не встретили. Поэтому уже в самом названии проекта присутствует уточнение - "экономический".

Участниками нового объединения, которое начнет работу с 1 января 2015 года, стали три государства, являющиеся членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс (Таможенный союз, несмотря на ликвидацию ЕврАзЭс, остается): Россия, Казахстан и Белоруссия. В дальнейшем в союз планируют вступить Армения и Киргизия.

Что принципиально нового в ЕАЭС?

ЕАЭС, как заявляют его создатели, - это новый уровень экономической интеграции.
Зона свободной торговли СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) предполагала беспошлинную торговлю между государствами-участниками. Впрочем, с рядом исключений.

В Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана к беспошлинной торговле внутри прибавилась общая таможенная политика при торговле с третьими странами.
В рамках Единого экономического пространства этих же трех государств речь шла о свободном перемещении между странами уже не только товаров, но и рабочей силы, услуг и капитала.

В отличие от предыдущих стадий интеграции, ЕАЭС ставит целью выработку общей торговой, денежной, налоговой политики, то есть максимально возможную экономическую интеграцию.

Еще одно отличие ЕАЭС от упраздненного ЕврАзЭс состоит в том, что у нового образования появится правосубъектность: другими словами, будет зарегистрировано соответствующее юридическое лицо.

Некоторые эксперты, участвовавшие в работе ЕврАзЭс, сетовали на то, что очень трудно было вести совместные проекты с другими международными организациями, из-за того что не было юридической компании, от лица которой подписывались бы документы.

В чем объективные трудности интеграции?

Не только противники создания ЕАЭС, но и сторонники видят немало трудностей на пути реализации заявленных целей. На конференции, проведенной Евразийским банком развития 9 октября в Москве, много говорилось об этих трудностях.

Самое очевидное - сейчас в России, Белоруссии и Казахстане (в меньшей степени) происходит замедление темпов экономического роста. По общему мнению экономистов, по итогам 2014 года российский ВВП вырастет лишь на 0,3-0,5%, что близко к стагнации.
В этих условиях товарооборот между странами тоже замедляется. Последние два года, по словам советника российского президента Сергея Глазьева, торговля в рамках Таможенного союза фактически стагнирует. В 2013 году она оценивалась казахстанской стороной в 64,2 млрд долларов.

Также в прошлом году наблюдалось уменьшение взаимных инвестиций в рамках этих стран, отмечают эксперты. Наконец, немаловажный фактор - геополитическая напряженность на Украине, которая для всех участников создаваемого союза является важным торговым партнером.

Кроме того, немаловажно и то, что опросы общественного мнения в странах, которые могли бы присоединиться к ЕАЭС, фиксируют уменьшение поддержки идеи кооперации. В частности, в Киргизии эта поддержка серьезно сократилась в последнее время. Хотя по-прежнему за интеграцию выступают, согласно недавним опросам, около половины респондентов.