О развитии компании «Эйр Армения» в сложных условиях конкуренции за армянское небо рассказывает ее исполнительный директор Арсен Аветисян. Сообщает сайт "noev-kovcheg"
Вот уже второй десяток лет компания «Эйр Армения» присутствует на авиационном рынке страны и, как здесь отмечают, за прошедший год сумела наладить достаточно привлекательный сервис, что позволило увеличить поток пассажирских перевозок с 200 до 1200 человек в день.
Первый пассажирский рейс авиакомпании «Эйр Армения» 23 октября 2013 года.
Его пионерами стали участники большой армянской свадьбы
– Недавняя попытка омрачить перспективное развитие армянского авиаперевозчика «сенсацией» о неплатежеспособности «Эйр Армения» наводит на мысли о том, что в вас видят серьезного конкурента. Как отразилось заявление Росавиации на вашей компании?
– Опубликованное 21 сентября на сайте Росавиации заявление, естественно, сразу же посеяло панику среди наших пассажиров, многие из которых стали обращаться с просьбой о возврате билетов. Могу сказать, что только в Российской Федерации 21 сентября нами было возвращено владельцам билетов более 400 тысяч рублей. А на следующий день в Ереване эта сумма составила в эквиваленте примерно 20 тысяч долларов. В сравнении с предыдущими днями только по российским направлениям наши продажи билетов упали более чем на 35 процентов. Кроме того, появились проблемы с партнерами. В частности, стали вызванивать лизингодатели, то есть держатели самолетов, а также аэропорты с просьбой прояснить, что же все-таки происходит. Аналогичная картина сложилась и с потенциальными инвесторами, с которыми до этого велись успешные переговоры о сотрудничестве. Причем многие соглашения уже находились на стадии подписания. В общей сложности ущерб получается колоссальный. И если это сделано по коммерческим мотивам со стороны конкурентов преднамеренно, то в какой-то мере они достигли своей цели, поскольку удар пришелся сначала по имиджу нашей компании и, как следствие, по финансовой составляющей.
– Что предпринимается с вашей стороны для разрешения этой кризисной ситуации?
– В течение недели мы оплатили наш долг, который образовался не по нашей вине, а в результате технических накладок. Осуществленные нами в последнее время денежные переводы просто не доходили до адресата из-за санкций США и ЕС. В частности, они распространяются и на СМП Банк, через который осуществлялись наши платежи в долларах. Однако с Росавиацией была достигнута договоренность о платежах в рублевой зоне. Два перевода (200 тысяч долларов в рублевом эквиваленте) были благополучно проведены, однако в третий раз армянский банк сообщил, что уже не может осуществить рублевый перевод. По договоренности с российской стороной нам были переданы реквизиты нового банка и новый счет для финансовых операций. Кстати, представленная общественности информация содержит неточности. В силу вышеуказанных причин у нас действительно образовался долг в 400 тысяч долларов и текущий долг, который в авиации считается в пределах допустимого. Здесь хочу подчеркнуть, что, несмотря на проблемы, компания постаралась сделать все, чтобы наши пассажиры не пострадали. Во всяком случае, ни один рейс не был отменен.
– Будет ли «Эйр Армения» требовать возмещения убытков, образовавшихся от столь некорректной деятельности партнеров?
– По всей вероятности, после решения всех финансовых проблем с госкорпорацией, мы будем требовать от этой организации официального заявления о том, что у нашей компании нет невыполненных финансовых обязательств и неосуществленных рейсов. После подведения итогов по ущербам и убыткам, нанесенным нашей компании, вполне вероятно, будем рассматривать возможность их компенсации российской стороной.
– Не хотелось бы проводить параллели, но, учитывая историю отечественной гражданской авиации последних лет, создается впечатление, что армянских авиаперевозчиков просто, что называется, душат.
– Это бизнес, где действуют свои законы конкуренции. После ухода с армянского авиарынка компании «Армавиа» появилась свободная ниша, которую сразу же попытались заполнить зарубежные авиаперевозчики за счет увеличения частоты собственных рейсов. Это лакомый кусок, поскольку охватывает около двух миллионов пассажиров. Сейчас, когда появилась армянская авиакомпания «Эйр Армения» с более низкими ценами на билеты, естественно, часть пассажиров перешла к нам с транзитных рейсов зарубежных авиакомпаний, например с направлений Париж или Франкфурт. То есть определенный сегмент пассажирских перевозок отошел к армянской авиации. Сегодня трудно говорить о том, что в предпринятой попытке подпортить имидж компании виноваты конкуренты, однако анализ происходящего на местном авиарынке дает повод серьезно об этом задуматься.
– У нас постоянно говорят, что авиация для блокадной Армении стратегически важная отрасль, поскольку это пока единственная реальная дорога во внешний мир. Чувствуете ли эту ответственность?
– Я в авиации с 1994 года. И, как сын летчика (мой отец был командиром летного отряда «Армянских авиалиний», летал на Ил-86), не представляю Армению без развития отечественной авиации, тем более в современных условиях. Конечно, есть «Аэрофлот», «Ютейр» и другие компании. Но многие обращались именно к нам. Скажу только, что в тот период мы перевезли более двухсот тонн грузов со скоропортящейся продукцией. В этой ситуации кто-то, возможно, захочет подчеркнуть прибыльность нашего бизнеса. Но в данном случае в каждый рейс мы закладывали очень низкий показатель рентабельности – всего пять процентов, поскольку руководствовались принципом: кто, если не мы, соотечественники, поможем нашим местным товаропроизводителям? Кстати, почти аналогичная ситуация прослеживалась и в начале сирийского конфликта, когда в горячую точку отказывались летать зарубежные авиакомпании. Первыми с гуманитарной помощью полетели туда самолеты «Эйр Армения», за штурвалами которых сидели гражданские пилоты. Можно привести еще много других примеров в пользу отечественного авиаперевозчика. При этом совершенно неважно, будет ли у него статус национальной авиакомпании или нет. Важно другое – у Армении должен быть собственный авиаперевозчик.
– Имеет ли ваша авиакомпания какие-нибудь преференции в базовом аэропорту Звартноц?
– Мы работаем на общих основаниях. У нас нет никаких скидок ни от государства, ни от Армавианавигации, ни в местном аэропорту, ни в аэропортах других стран мира. Так, в российских аэропортах мы оплачиваем, например, 8,4 доллара за использование международного терминала, 6,5 доллара секьюрити-такс и т.д., в итоге набегают значительные суммы. В то же время российские перевозчики в своих базовых аэропортах производят выплаты совершенно по другим расценкам. И все же мы стараемся конкурировать на должном уровне. Надеемся, что при подписании двусторонних межправительственных соглашений между Арменией и Россией по авиационному сообщению коммерческие права перевозчиков будут учтены и уравнены в привилегиях.
– Какие направления уже освоила ваша авиакомпания и какие новости ожидают ваших потенциальных пассажиров?
– Наши воздушные суда уже сейчас летают по различным направлениям, но основная часть полетов приходится на Россию. В первую очередь – это Москва, куда мы летаем три раза в день. По три рейса в неделю предусмотрено в Краснодар, Санкт-Петербург, по два рейса в неделю в Сочи и по одному рейсу в Самару и Нижний Новгород. Кроме того, в расписании два раза в неделю рейсы в Париж, Франкфурт, Афины.
Что касается перспективы, то при решении некоторых технических задач планируем ряд стыковочных рейсов через столицу ОАЭ Абу-Даби в Китай. Кстати, в следующем году собираемся открыть собственное прямое воздушное сообщение в Китай. А в течение нынешнего года предполагается открытие новых рейсов на курорт Шарм-эль-Шейх, в Бейрут и Новосибирск. Причем небо сибирской столицы планируем освоить уже в ближайшее время.
– А как насчет перелетов в США?
– На данный момент мы перевозим наших пассажиров в США через Париж или Франкфурт стыковочными рейсами. Могу лишь сказать, что в следующем году в США мы еще не полетим. Рынок есть рынок, и он диктует свои условия. Это достаточно дорогой проект, который требует больших капиталовложений. Например, рейс Ереван – Лос-Анджелес – Ереван только в один конец обходится в 400 тысяч долларов, поэтому по-прежнему будем акцентироваться на стыковочных вариантах.
– География полетов у вас достаточно большая. Каков авиапарк авиакомпании?
– В настоящее время у нас три воздушных судна. Это один «Боинг 737-500» и два аэробуса А-320. Однако для ближнемагистральных рейсов рассматриваем возможность приобретения новых самолетов. В нашем авиапарке могут появиться канадские CRJ, а летом следующего года намечается доставка самолетов А-320. Ведем переговоры с корпорацией «Сухой». И хотя пока не принято окончательное решение, все же вполне возможно, что в скором времени в Армении появится свой «Суперджет 100».
Управляют воздушными судами в основном летчики «Армянских авиалиний», а вторые пилоты – это молодые ребята, которые недавно закончили летные училища. Кстати, сегодня в Тулузе за счет компании проходят обучение шесть армянских пилотов. Та же ситуация прослеживается и с бортпроводниками. Часть из них перешла к нам из «Армавиа». Правда, сегодня мы поставили новые задачи и теперь набираем стюардесс из вузов, причем с обязательным знанием армянского, русского и английского языков. Разработали для них зимнюю и летнюю форму с элементами национального орнамента. И в этом есть, как принято сейчас говорить, особая фишка, которая подчеркивает принадлежность к своей стране.
– С самого начала ваша авиакомпания проводит всевозможные акции, которые достаточно популярны у авиапассажиров…
– Как бы ни было трудно, нам фактически заново приходится завоевывать доверие пассажиров, которое заметно пошатнулось после приостановки деятельности «Армавиа». Мы разработали определенную маркетинговую стратегию, которая предусматривает ряд проектов по привлечению новых клиентов. Устраиваем большие рекламные акции, участвуем в международных ЭКСПО-выставках, чтобы привлечь в Армению туристов. И у нас уже стало получаться: в прошлом году в Цахкадзор приехала группа лыжников, а в скором времени в курортный город Джермук на целебные воды приедет другая группа россиян. Кстати, я заметил такую особенность: услугами нашей авиакомпании больше пользуются граждане России, что еще раз говорит о том, что наших сограждан, потенциальных пассажиров, надо еще завоевать.
– За год компания «Эйр Армения» сумела значительно продвинуться вперед в реализации своих планов. Есть, наверное, внутренняя кухня, которая мало известна пассажирам, но которая много значит для компании?
– Когда мы начинали свою деятельность, то в короткие сроки была освоена только система «Сирена», из-за чего сильно проигрывали конкурентам. Сегодня у нас появилась возможность осуществлять продажи билетов через Amadeus, Gabriel, Sabre. Наличие сразу трех систем позволяет охватывать 90 процентов продаж билетов. Сегодня рассматриваем возможность организовать продажу билетов через систему Трэвелпорт.
Кроме того, мы являемся членами BSP, что позволяет в европейских странах реализовывать авиабилеты через туристические агентства, не имея с нами прямых соглашений (в России этот вопрос решен через национальную систему продаж ТПК). Вхождение в международные структуры IATA и MITA позволяет нам сотрудничать со всеми крупными авиакомпаниями мира: «Люфтганза», Air France и т.д. В конце нынешнего года планируется провести аудит по стандартам IOSA. И уже в начале следующего, после получения сертификата, станем стопроцентной классической авиакомпанией.
– В советское время был очень популярен лозунг «Летайте самолетами «Аэрофлота». А в нынешние конкурентные времена что бы Вы пожелали нашим соотечественникам в Армении и за ее пределами?
– Не только нашим соотечественникам, но и гостям, и туристам: прилетайте к нам в Армению на самолетах армянской авиакомпании. Мы гарантируем вам безопасность полета, комфорт на борту корабля и незабываемые впечатления.