Какие работы ведутся в нашей стране по направлению сохранения армянской культуры, и кто этим занимается? На тему этих и других вопросов корреспондент YerevanNews.am провел беседу с актером, ведущим Грантом Тохатяном.
-Культуру должны хранить люди, которые ею занимаются. Исходя из того, что сегодня все театры и концертные залы работают можно заключить, что работы ведутся. В конце концов, художники рисуют, поэты пишут, совсем другое дело, если говорить об уровне всего этого. Могу с уверенностью сказать, что в сфере, которую представляю я, в ближайшем будущем имеются большие ожидания от молодого поколения. За последние 20 лет мы все чаще снимаем фильмы. Этот факт вселяет в меня надежду, что в один прекрасный день количество превратится в качество. Сегодня еще рано говорить о качестве, к сожалению, в фильмах его меньше, чем в театре или других видах искусства. Но факт, что молодые стали больше заниматься, уже внушает надежду, что в один прекрасный день у нас тоже будет качество. В таком случае, я считаю, что успех не «за горами». Не стоит забывать о той большой паузе, что была в нашем кинематографе, которая и повлияла на него отрицательно.
-Заговорили о качестве, а что Вы можете сказать о песенном искусстве. Чувствуете ли вы прогресс в этой сфере?
-Я сожалею, что в годы независимости мы пережили скорее деградацию, нежели прогресс, но возможно в этом есть и наша вина, то есть людей, которые должны были всерьез заняться этим, но не все попробовали. Сегодня мне сложнее дать оценку музыке, так как я в этом не профессионал, но все же чувствую прогресс в джаз и рок музыке, то есть, слушая такую музыку, я на сегодняшний день чувствую больше удовлетворения, чем годы назад. Другой вопрос в том, что об этом сегодня мало говорят, но существуют армянские композиторы, чьи имена я видел даже на афишах, будучи в европейских странах.
-Насколько сегодня распространена армянская национальная музыка, и интересуется ли ею новое поколение?
-Когда мы будем учить детей в школе любить родину, знать героев войны, и понимать, как нужно жить в нашей стране, тогда и можем говорить о заинтересованности национальной музыкой. У нового поколения сегодня есть возможность через интернет следить за музыкальными направлениями, которые больше связаны с Европой, США, чем с армянской песней и музыкой. Но факт, что сегодня есть студии национальной песни и музыки, дает надежду, что завтра наши дети в хорошем смысле заразятся ею. Сегодня у нас есть мастера, которые продолжают свое дело.
-Не видите ли Вы проблему культурной политики в вопросе сохранения собственной культуры, национального наследия?
-Государственные мужи никогда не могли заниматься вековой культурой, это не их дело, их дело – строить государство. Культурную политику должны направлять люди, стоящие близко к ней, это дело чести каждого из нас. Мы должны уметь направлять это единство.
В конце концов, не каждый артист может развить сельское хозяйство. Если сейчас мне доверят помидорные поля, вряд ли эти поля будут давать нормальный урожай, потому что я не специалист и не имею права жаловаться на то, что государство не помогает, помидоры не растут, так как я - бездельник. Другой вопрос в том, что я должен все свои полученные знания применить в своей работе и попытаться передать их более молодому поколению, вот тогда можно говорить культурной политике.
-Видите ли Вы свои упущения в этой сфере?
-Да, вижу. Буду честен с Вами, на то есть субъективные и объективные причины. Субъективные в том, что я где-то упустил больше, чем должен был, а объективные – это моя мечта, которая до сих пор не сбылась. Всегда мечтал иметь собственный детский театр-студию, и я надеюсь, что вскоре смогу достичь этого.